Исковая давность

Исковая давность – специальный установленный законодателем срок, до истечения которого должно быть подано исковое заявление в суд. В зависимости от характера и содержания иска срок такой давности может варьироваться, его конкретные пределы установлены главами Гражданского, Арбитражного кодексов, а также иными специальными нормативными актами. Нарушать исковую давность опасно, так как это может негативно сказаться на разрешении дела, хотя в ряде случаев ее можно восстановить.

Время для восстановления нарушенных прав и интересов в гражданском законодательстве ограничено. Такой способ, как судебная защита прав может быть использован только на протяжении определенного срока после возникновения правонарушения. Для того чтобы на практике это правило действовало, законодателем был введен такой термин как исковая давность. С ее истечением лицо может потерять право на восстановления своих прав, поэтому отслеживание сроков является ключевым заданием при обращении к судебному способу урегулирования споров.

Срок исковой давности

Исковая давность - Мытищинская юридическая консультация № 1

В гражданском законодательстве есть общий срок, применяемый к понятию исковой давности, и исключения из него, которые принимают форму специального срока. Если общий срок установлен в размере трех лет, то для определенных правоотношений он может быть либо уменьшен, либо увеличен. Специальный срок устанавливается только на законодательном уровне, стороны самостоятельно никак не могут изменить общий срок. Все дополнительные пункты в договоре, направленные на изменение периода времени, когда разрешено обращение в суд, или правил его исчисления, считаются недействительными.

В ГК РФ также перечислены спорные правоотношения, к которым не применяется давность, это:

• отношения между вкладчиком и финансовой организацией касательно требования вернуть вклад;
  • отношения по защите личных неимущественных прав;
  • отношения, возникшие по причине возмещения вреда, причиненного здоровью и жизни;
  • отношения между владельцем имущества и лицом, нарушающим право собственности касательно требований по устранению нарушений.

Этот список не исчерпывающий, к другим правоотношениям также может не применяться обговариваемое правило, но только если это прямо указано в законодательном акте.

Течение срока исковой давности

Данный срок берет свое начало с момента, когда лицо узнало, что его права нарушены, или когда должно было узнать о таком факте. Как только истекло время для исполнения обязательства, так начинается отсчет срока для предъявления требований в суд.

Срок давности может прерываться, приостанавливаться и восстанавливаться. Для всех этих юридически значимых действий есть основания, тоже прописанные в законе. Консультация юриста может помочь понять, действительно ли у него есть право просить восстановить пропущенный срок или считать его приостановленным.

Когда исковая давность приостанавливается

Действующими законами РФ предусмотрены ситуации, когда рассматриваемый срок приостанавливает свое течение. К таким ситуациям относятся:

1. Ответчик или истец по предъявляемому в суд иску находится на службе в ВС РФ, при этом объявлено военное положение.

2. Действие нормативного акта, регулирующего отношения, касательно которых подано исковое заявление, приостановлено.

3. Иск не мог быть подан в суд в течение установленного периода в связи с возникновением определенных обстоятельств, которые нельзя было предотвратить – непреодолимая сила.

4. Правительством страны установлен мораторий на спорные обязательства, предоставлена отсрочка для их исполнения.

Заявляя свои требования в суд, лицо, нарушившее срок давности, должно указать и доказать, что пропуск произошел вследствие этих обстоятельств. Потребуется приложить к заявлению соответствующие подтверждающие документы.

Нюансы приостановления и перерыва

Статья 202 ГК определяет, что перечисленные выше ситуации приостановки течения могут быть учтены судом с учетом некоторых аспектов.

Приостановление

Обстоятельства приостановки появились только в последние полгода этого срока или продолжали существовать в эти полгода

При разрешении спора во внесудебном порядке срок останавливается на период этой процедуры, если же ее период не регламентирован, то на полгода

Возобновление срока исковой давности происходит после прекращения причин его приостановки. После возобновления оставшийся срок удлиняется до полугода, если он меньше полугода

Перерыв

Самостоятельное понятие, предусмотренное ст. 203 ГК. Обозначает, что срок давности отсчитывается вновь без зачисления в новый срок истекшего времени. Обстоятельством для возникновения перерыва является совершение ответчиком действий, которыми он признает свою обязанность и долг

Последствия пропуска срока исковой давности

Пропустив срок, лицо не теряет право обращения в суд за защитой своих нарушенных прав. Это произойдет только в том случае, если ответчик подаст ходатайство о применении правил исковой давности. Но даже тогда можно просить суд восстановить пропущенный срок. Такую просьбу нужно серьезно обосновать, что дополнительно обговаривается во время консультации с юристом. Например, в случае тяжелой болезни или неграмотности участника спора срок по усмотрению судьи может восстанавливаться. Во многом процесс убеждения судьи в серьезности причин зависит от опытности юриста и его уровня квалификации.

Профессиональные и грамотные юристы «Мытищинской юридической компании» знают не только теоретическое понятие исковой давности, но и умеют осуществлять применение этого понятия в судебном процессе. В необходимых случаях клиенту будет предоставлена полная защита его прав и интересов, не только тогда, когда он сам пропустил срок, но и когда такое нарушение имеет место со стороны оппонента. Запись на юридическую консультацию можно осуществить по телефону 8 (495) 928-14-01. Обращайтесь, и мы поможем решить вам практически любые правовые вопросы.