Возврат денежных средств покупателю

Возврат денежных средств покупателю – это возвращение наличных средств из кассы за полученный товар по ошибочно пробитым или неиспользованным товарным чекам. Механизм возврата денег во многом зависит от того, когда потребитель предъявил своё требование – в день покупки или позднее, например, через пару дней. Приобретая розничный товар, будь то одежда или обувь, продукты питания, мы имеем право на его возврат – аргументом может быть не только качество, но и другие характеристики товара, которые могут не устраивать:

  • форма и фасон;
  • вес и габаритные размеры;
  • цветовая гамма;
  • комплектация.

Процедура возврата денежных средств по неиспользованным товарным чекам определяется Типовыми правилами эксплуатации ККМ (Письмо Минфина № 104 от 30.08.1993 г.). Чтобы вернуть деньги покупателю по ошибочно пробитым чекам, продавец должен составить Акт о возврате денежной суммы (по форме N КМ-3). Данный Акт подписывают члены комиссии, которая должна быть создана в каждой торговой организации, в лице следующих лиц:

  • кассира-операциониста
  • старшего кассира
  • завотдела
  • директора.

На этот документ наклеивают неиспользованный или погашенный чек, затем Акт хранится в бухгалтерии вместе с другими документами за указанную дату. После того, как потребитель получит назад свои деньги, кассир должен внести соответствующую запись в Журнале (форма N КМ-4, установленная Постановлением Госкомстата №132 от 25.12.98 г.). Если имеются поправки, они подтверждаются подписями главного бухгалтера, директора организации и кассира-операциониста.

Какие НПА регулируют порядок возврата денежных средств покупателю?

Механизм возврата денежных средств покупателю регулируется Конституцией, Законом «О защите прав потребителей», нормами гражданского законодательства и Правилами продажи отдельных категорий товаров, установленными Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.98 г.

Что может потребовать потребитель, купивший некачественный товар?

  • чтобы магазин за свой счёт устранил недостатки товара;
  • чтобы была уменьшена стоимость товара;
  • чтобы потребителю заменили вещь на аналогичную – той же марки или модели – и при необходимости сделали перерасчёт;
  • чтобы магазин вернул полную стоимость товара, расторгнув при этом договор и забрав некачественный товар.

Срок удовлетворения данных требований равен 10 суткам с момента обращения покупателя в магазин. Если в тот день товар отсутствовал на складе, потребитель вправе расторгнуть соглашение о купле-продаже и требовать возвращения уплаченной суммы.

Какие товары нельзя возвратить?

  • принадлежности личной гигиены: зубные щётки, маникюрные ножницы, зажимы для волос, заколки и прочее;
  •  медицинские препараты и лекарства;
  • постельные принадлежности и нательное белье, чулки, носки;
  • средства по уходу за детьми: соски, бутылочки, подгузники, пелёнки и прочее;
  • косметика и парфюмерные принадлежности, ювелирные изделия;
  • кружевные ленты и ткани, отпускаемые на метраж;
  • полимерная упаковка, одноразовая посуда;
  • товары с гарантийными сроками (радиоэлектроника, фотоаппараты, средства связи);
  • непериодические печатные издания (календари, книги);
  • строительные товары, отпускаемые на метраж, а также кабели, шнуры и провода;
  • агрохимикаты, пестициды;
  • бытовая мебель;
  • транспортные средства и прицепы, плавсредства;
  • огнестрельное оружие, патроны;
  • растения и животные.

Возврат денежных средств покупателю: день имеет значение

Процедура оформления Акта, ордера и других документов зависит, прежде всего, от того, когда был возвращён товар:

1. В день покупки, ещё до того, как закончится смена и будет составлен Z-отчёт. Уплаченную сумму возвращают из той же кассы, которая пробила чек, после чего его подписывает заведующий (заместитель), и затем уже заполняется Акт по форме КМ-3. Если у покупателя отсутствует товарный чек (например, потерян или уничтожен), но имеются веские доказательства факта покупки именно в этот день, возврат денежных средств покупателю делают из главной кассы.

2. В другой день, когда вся выручка уже будет подсчитана, о чём вносятся записи в Журнал и кассовую книгу. Покупатель заполняет бланк заявления. Наличие паспорта или документа, подтверждающего личность – обязательно. Уплаченная сумма может быть возвращена исключительно из главной кассы по расходно-кассовому ордеру (№ КО-2).

Что делать, если приобрели некачественный товар? Алгоритм действий

1. Идти в магазин вместе с товаром и чеком, если изделие громоздкое – то только с чеком. Обратите внимание: при возврате некачественного товара его упаковка должна быть целой, а все ярлыки и бирки – на месте. На вещи не должны быть видны следы её использования и какие-либо дефекты.

2. Подойти и предъявить чек тому продавцу, у которого была куплена вещь, затем пригласить старшего продавца или администратора магазина. После этого покупатель составляет претензию, в которой излагает причину возврата, указывает дату покупки и номер чека. Если администрация отказывается ставить подпись на документе, следует пригласить двух свидетелей, которые подпишут претензию.

3. После подписания претензии отдать товар в магазин либо потребовать заменить на аналогичный, но надлежащего качества. Если покупатель получил отказ в совершении возврата, ему необходимо обратиться в организацию по защите прав потребителей или с исковым заявлением в орган правосудия. Обратитесь к адвокатам Мытищинской юридической консультации – ваши интересы представит юрист, специализирующийся непосредственно на защите прав потребителей. Мы гарантируем 100 %-ный возврат уплаченной суммы и восстановление ваших нарушенных прав. Звоните и мы бесплатно вас проконсультируем, а при необходимости – представим ваши права в органах власти и правосудия.

 

Вернуться в раздел Правовые юридические услуги