Решение налоговых споров
Решение налоговых споров может происходить двумя способами, через вышестоящий орган или через суд. Но до этого лучше не доводить. Гораздо эффективнее провести аудит отчетности, чтобы привести документооборот в порядок. Тогда шанс на возникновение конфликта с налоговой существенно уменьшится, хотя совсем исключать такое развитие событий нельзя.
Контроль со стороны налоговой службы
ФНС следит за тем, чтобы налогоплательщик уплатил все обязательные платежи. Для этого могут быть использованы два вида проверок:
- Камеральная. Здесь проверяются декларации, расчеты авансовых платежей и прилагающиеся к ним документы, которые налогоплательщик сам подает в налоговую в силу требований законодательства.
- Выездная. К налогоплательщику приезжают сотрудники налоговой, чтобы проверить документацию по интересующим налогам и сборам. Такая проверка может быть плановой, тогда подготовиться к ней можно загодя, или внеплановой, но для этого должен быть повод.
Какая бы проверка ни проводилась, отчетность у налогоплательщика должна быть в порядке. Обычно за это ответственен бухгалтер. Но не всегда есть смысл держать специалиста в своем штате. Функцию по составлению отчетов всегда можно поручить специализированной компании на аутсорсинг. Например, если удобно территориально, то можно привлечь бухгалтера в Мытищах, который предоставляет свои услуги небольшим ООО и ИП. Такая схема позволяет не вникать руководству в тонкости ведения бухгалтерской документации.
Аудит отчетности
Если в организации стало известно, что вскоре будет проведена налоговая проверка, то предварительный аудит всей документации поможет привести ее в порядок. Сторонний аудитор проверит правильность ведения бухгалтерской и другой отчетности, а в случае выявления нарушения, юристы помогут найти подходящее решение проблемы еще до того, как о ней станет известно налоговой инспекции.
Так можно избежать больших штрафов и сэкономить средства и нервы на доказывание своей невиновности перед контролирующими органами.
Решение налоговых споров, которых не удалось избежать
Если все же в результате проверки контролирующего органа были выявлены нарушения, о чем свидетельствуют составленные акты проверки, то вполне вероятен вариант, когда придется их оспаривать. Не все деяния, засчитанные налоговой как нарушения законодательства, являются таковыми на самом деле.
Порядок обжалования решений и действий должностных лиц ФНС прописан в самом Налоговом кодексе РФ. Проще сразу же обратиться в вышестоящий орган, но не все налогоплательщики верят в то, что такое обжалование что-то изменит. Поэтому они стремятся добиться пересмотра спора в суде. Но какой бы способ защиты прав ни был выбран, лучше привлечь к этому специалиста, имеющего юридическое образование и опыт разбирательства налоговых споров, чтобы укрепить свои позиции и показать серьезность настроя. Юридическая помощь может быть нескольких видов, можно просто получить консультацию, поручить составление процессуальных документов или представительство во всех учреждениях.
Обжалование вышестоящему налоговому органу
С недавних пор обращение к вышестоящей налоговой инстанции является обязательным для последующего рассмотрения дела в суде. Соответствующие поправки были внесены в НК РФ, а именно в ст. 138.
С одной стороны, процедура обжалования действий ИФНС и их сотрудников затягивается, так как необходимо сначала обращаться в управления налоговых органов. С другой стороны, государство ввело подобный досудебный порядок с целью сокращения судебных дел (одни дела будут разрешаться в вышестоящих инстанциях, другие не дойдут до суда из-за отказов заявителей).
Чтобы подать жалобу вышестоящему органу налоговой службы нужно следовать в ту ИФНС, действия или акты которой оспариваются. Эта инспекция сама обязана перенаправить этот документ выше. Решение налоговых споров – довольно длительная процедура, но может быть значительно сокращена за счет опытности и знаний сопровождающего этот процесс юриста.
Требования к жалобе
Составлять жалобу вышестоящей инстанции следует с учетом требований, перечисленных в ст. 139.2 НК. Так, определено, что она должна быть подана исключительно в письменной форме, в том числе и электронной. В ее содержание должны быть включены следующие сведения:
1. Данные о налогоплательщике, сведения о месте его проживания.
2. Указание на действие, бездействие или акт, в том числе по проверке, с которыми не согласен плательщик налогов.
3. Указание на наименование инспекции, которая по мнению подателя жалобы осуществила незаконные действия.
4. Перечисление оснований, свидетельствующих о незаконности таких действий.
5. Требования жалобщика.
Помимо этого, в подаваемом документе можно предусмотреть способ, которым гражданин желает получить ответ от налогового органа. Если документ подает представитель, то нужно приложить доверенность. Также прикладываются и иные подтверждающие требования документы.
Результаты обжалования
В зависимости от обстоятельств после получения жалобы налоговый орган может или оставить ее без рассмотрения, либо рассматривать ее по существу – вынести решение.
Основания для оставления без рассмотрения |
Результат рассмотрения по существу |
Содержание поданного документа не соответствует требованиям закона, в том числе если отсутствуют необходимые сведения |
Оставление без удовлетворения |
Истек срок, в течение какого производится обжалование |
Отмена акта нижестоящего органа |
Жалобщик подал заявление о возврате своей жалобы |
Отмена решения полностью или частично |
Аналогичная жалоба уже подавалась |
Отмена решения и вынесение нового решения |
Требования, перечисленные в документе, исполнены, права восстановлены |
Признание действий сотрудников инспекции незаконными с одновременным вынесением решения |
Чтобы требования не остались без рассмотрения, необходимо привлечение к налоговому спору квалифицированного юриста.
Решение налоговых споров в суде
Когда предварительные (претензионные) меры по обжалованию в вышестоящих инстанциях не привели к желаемому результату, нужно действовать дальше. Незаконные действия или акты можно оспорить через суд. Процесс судебного оспаривания происходит в рамках, определенных Кодексом административного судопроизводства. В основном он схож с гражданско-процессуальным и арбитражным производством, но и имеет свои особенности.
Например, по некоторым категориям дел обязательно участие представителя. Но даже если такое участие необязательно, а гражданин или организация решили привлечь юриста, то такой представитель должен иметь высшее юридическое образование.
Именно поэтому важно, чтобы права клиента в административных делах, в которые входит и решение налоговых споров, защищал опытный, грамотный и квалифицированный юрист.
Каждый сотрудник «Мытищинской юридической компании» имеет высшее образование, а также достаточно большой опыт работы и практики разрешения споров с фискальными органами, которые исчисляются годами. Позвонив по телефонам 8 (495) 928-14-01 и 8 (495) 583-17-46 можно записаться на консультацию и узнать другие интересующие вопросы. Сотрудники нашей компании окажут действительно реальную помощь, как в досудебном урегулировании споров, так и в защите интересов в судебных инстанциях.
Вернуться в раздел Аудит налогообложения